22 октября
Челябинская область, Сосновский район
Вы здесь: Главная / Новости / Образование / Полетаевские школьники умеют тестировать воду, почву и воздух
Полетаевские школьники умеют тестировать воду, почву и воздух

Полетаевские школьники умеют тестировать воду, почву и воздух

В 2020 году Полетаевская школа Сосновского района Челябинской области получила миллионный грант на развитие и стала федеральной инновационной площадкой.

Как готовят экологов 

Дети становятся взрослыми очень быстро. Теперь уже не встретишь в классах первых  юных исследователей, когда-то живших в палатках в научно-экологическом лагере «Ташангир». Дети  выросли из школы – как из колыбели. Многие выбрали профессии естественно-научного профиля  или  одной из близких сфер. Из дружного студенческого круга  выйдут химики, медики, экологи, учителя, биологи, технологи.

В общем-то первоначально именно в этом и состояла идея молодого биолога Елены Дорониной. Летний лагерь среди деревьев и трав, итоги дня у костра, а утром лазерное шоу рассвета. Подростки,  они по природе  исследователи. Их должна захватить романтика природы, которая позднее станет призванием. 

Но каждый сезон немного меняет  замыслы. Лучше следовать требованиям жизни, чем сопротивляться ей, считает Елена Александровна. К тому же  сложилась команда учителей, в которой каждый привносит что-то свое. 

Со временем  эксперименты на Ташангире и в округе стали более глубокими. Однако базой-пристанищем   для исследователей  становятся не палатки, а  Полетаевская школа. И состав  начинающих экологов расширяется. В профильные смены лагеря дневного пребывания стремятся попасть школьники из Архангельского, Саргазов, Томино, Вознесенки и других поселков. Сюда даже гости из высокотехнологичного Озерска приезжали – и взяли для себя немало полезного.

Но итоги подготовки неизменны. На любом «точном» факультете ценят студентов, проводивших в Ташангире свои эксперименты. Эти ребята  не белоручки.  Они топают сквозь тучи мошек по болотистой местности и несут в рюкзаках драгоценные приборы из предметной лаборатории. В их руках приборы оживают и действуют. Помогают  определить состав воды, измерить радиационный фон, исследовать почву. 

А сколько раз подростки чистили берега речки и поляны, побеждали в экологическом марафоне. И только после серьезных испытаний любимые учителя посвящали их в экологи.

Сентябрь 2020 года, экологическая акция

Плюс возможности медиа-студии

Время не перестает изменять наш мир. Сейчас  любой третьеклассник  может сделать короткий клип на своем телефоне.  Два слоя изображения,  музыку и эффекты  можно объединить в зрелищное, убедительное шоу.   И напрасно родители смотрят на такие фокусы как на баловство. На самом деле это очень популярный  вид творчества в наши дни. Надо использовать все, чем дети с интересом готовы заниматься, – граффити, современная музыка, новые виды спорта, цифровые  устройства. Поэтому в Полетаевской школе в помощь экологической теме создают полноценную медиа-студию.  

– Главное, что мы остаемся верны защите природы, но при этом расширяем свои возможности, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Александровна Доронина. – Медиа-студия позволит широко вести эту тему. Мы будем создавать видеоролики экологической направленности и рассылать их. Опыт уже есть.  

 А ведь все это пока  мы делаем на том, что есть, и снимаем в лаборатории.  Вот когда придет грант, мы развернемся в полную силу. 

– Хотела бы добавить про Неустроеву Марию, выпускницу нашей школы, – продолжает Елена Александровна. – Нынче Мария преподаватель допобразования в городе Москве. В августе 2020 года она провела обучающий курс для школьников по журналистике и видеомонтаж в рамках научно-исследовательского лагеря «Ташангир».

Какую воду мы пьем?

Успех проектов Полетаевской школы объясняется их устойчивостью и реальностью поставленных целей. Оформление  документов по проектам ведет Елена Александровна Доронина как зам. директора и увлеченный, знающий профессионал. Со временем сложилась команда  сильных и талантливых учителей-предметников, которые умеют заинтересовать ребят.

Выступление на районном семинаре

У истоков  богатства разнообразных приборов, которыми владеют сейчас старшеклассники, стоял учитель физики Дмитрий Борисович Падалко. Он сам их конструировал. 

Когда ведутся исследования воды и почвы, непререкаемыми авторитетами у детей и взрослых становятся учитель химии Татьяна Афанасьевна Гришина и учитель географии Татьяна Петровна Кожевникова. Увлекательным и востребованным делают свой предмет опытные биологи Светлана Геннадьевна Унгурян и Елена Владимировна Пырьева. Предметная лаборатория в полном порядке содержалась у учителя биологии и географии  Анастасии Александровны Астафьевой (сейчас она в отпуске по уходу за ребенком), а нынче эту работу ведет преподаватель математики Юлия Алексеевна Комарских.

Несколько лет назад полетаевцы уже были обладателями гранта. Обычно в таких случаях школы стараются обзавестись масштабным оборудованием. Но у наших героев была другая цель – как можно больше приборов компактных, доступных старшеклассникам, но разнообразных и профессиональных. 

– Мы хотели, чтобы у нас появились шумомеры, и чтобы радиацию можно было измерять. Плюс полевые лаборатории, чтобы ходить в природу, а не в школе материал изучать, – вспоминает Елена Александровна Доронина. – Когда приборов стало в достатке, мы  разделились по лабораториям. Кто-то воду изучает, кто-то другие  параметры, которые влияют на здоровье человека.

Сейчас, например,  любой владелец участка может заказать в школьную экологическую лабораторию исследование воды в своем колодце или скважине. Сделают профессионально. Если нужно – грамотно возьмут пробы, протестируют  почвы, качество продуктов питания. Имеется хорошее оборудование, но будет новое, более универсальное и точное.

Каждое интересное дело собирает вокруг себя десятки увлеченных учителей и учеников. Они не только делают проекты, готовятся к знаковым выставкам.  В качестве волонтеров школьники и их наставники выходят чистить берега маленькой речки Биргильды и большого Миасса. Нынче к большой экологической акции присоединились все полетаевское местное самоуправление, депутаты, родители,  профессиональные экологи.

Форум технического творчества

Комментарий управления образования:

Татьяна Васильевна Приданникова, заместитель начальника управления: 

– Полетаевская школа получила статус федеральной инновационной площадки  и 1 миллион рублей федеральных денег на развитие тематики проекта и научной деятельности по этому проекту. 

В нашем районе развивается  технопарк «Содружество», у каждой школы создана своя  программа. Деятельностью технопарка занимается 21 школа, но есть лидеры. Они становятся федеральными инновационными площадками. Интересно, что в 2018 году инновационной площадкой стала Саргазинская школа, в 2019 – Рощинская, в 2020 – Полетаевская.

В Саргазинской школе очень популярно  аграрное направление, здесь проходят образовательные форумы областного уровня.

В Рощино развиваются робототехника и работа в лесничестве. 

У полетаевцев свое направление – экология.  Это направление трансформируется, причем в сторону содружества с местной властью. Вот тема инновационного проекта, с которым Полетаевская школа  успешно вышла в этом году на Федерацию,  – «Информационный образовательный кластер как модель реализации совместных экологических проектов с органами местного самоуправления». 

Очень привлекает умение полетаевских  учителей работать в команде и постоянное стремление к новому.

Творческая семья

В детстве для нас личность учителя мыслится чем-то недосягаемым. Его (ее) увлечения – это  то, чему хочется подражать.  В семье Почетного работника общего образования Елены Александровны Дорониной у каждого сложилась своя сфера творчества, и она только поддерживает близких на выбранном пути. Жена и мама избегает навязывать свое мнение, как это было и при выборе профессии каждым из детей. У нее одной, пожалуй, жесткие профессиональные обязанности – организация учебного процесса, любимые биология и экология. А вот муж Владимир Петрович посвятил себя ювелирному делу. Тонкости графического дизайна подвластны их дочери, Олесе Владимировне. 

Свой путь и стремление быть полезными людям выбрали сын Артем Владимирович, ставший специалистом в клинике профессора Кинзерского, и его жена Виктория Викторовна – она преподает основы безопасной жизнедеятельности в Полетаевской школе. Вот такая творческая семья.

Главное фото: измерения радиационного фона в национальном парке Таганай. Е.А. Доронина и А.А. Астафьева

Автор: Ирина Русакова Фото: фото из архива Полетаевской школы и с сайта управления образования
Материалы проектов
Сетевое издание "Сосновская нива" (16+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 20.11.2019 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 77133. Учредитель: Автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Сосновская нива" Главный редактор: Махнина Анна Александровна +7(351)4452368 sosnovskayaniva@yandex.ru © АНО Редакция газеты Сосновская Нива 2015 - 2020 Создание и поддержка сайта vadalm@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

loader

Отправляя форму, Вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности