25 сентября
Челябинская область, Сосновский район
Вы здесь: Главная / Проекты / К 75-летию Победы / Комбайнер сосновского колхоза помогал строить подлодку и взял Берлин на танке
Комбайнер сосновского колхоза помогал строить подлодку и взял Берлин на танке

Комбайнер сосновского колхоза помогал строить подлодку и взял Берлин на танке

Афанасий Черноиванов из поселка Полетаево Сосновского района Челябинской области, работая комбайнёром в годы Великой Отечественной войны, помогал собирать деньги на строительство подводной лодки, а затем и сам отправился на фронт. В должности заряжающего танка ИС-2 дошёл до Берлина.

Мы так рано повзрослели

Черноиванов Афанасий Алексеевич родился 7 марта 1926 года в селе Садчиковка Казахской ССР. Окончил семь классов школы №10 станции Полетаево. Хотел связать свою жизнь с музыкой. Однако детским мечтам поступить в музыкальное училище не суждено было сбыться. Началась Великая Отечественная война. Комбайнер Семён Черноиванов сказал младшему брату:

– Оставляю тебе комбайн, работай, не подведи меня.

Почти все опытные механизаторы в первые дни войны ушли на фронт, а за тракторы сели юные ребята. В колхозе имени Чапаева Полетаевского сельсовета было создано молодежное звено по уборке зерновых из 11-ти человек. 15-летний Афанасий уже имел опыт работы с техникой. Поэтому наказ брата парень выполнил с лихвой. За два военных лета Черноиванов убрал более тысячи гектаров зерновых.

Из воспоминаний А.А. Черноиванова:

– Работали, надо сказать, здорово. Трудились допоздна, жили в поле. Бросали работу только когда выпадала роса и молотить было невозможно. Утром вставали рано, готовили комбайн и трактор для очередного дня. Несмотря на огромную нагрузку, поздним вечером отдыхали очень весело. Я играл на гармошке, ребята и девчата пели песни. Наше звено было признано победителем Всесоюзного соревнования среди молодежных звеньев. Ему присудили переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ. Я был избран членом райкома ВЛКСМ. На пленум до Челябинска ездил поездом, а до села Долгодеревенского шел пешком. Транспорта тогда не было.

Афанасий Черноиванов с аккордеоном

В январе 1943 года молодые рабочие металлургического комбината начали сбор средств на постройку кораблей. Магнитогорцев поддержали всей областью. Активное участие в сборе средств приняли рабочие промышленных предприятий, труженики села, учащиеся школ. Была учреждена Книга почета, куда заносились фамилии добровольцев, внесших в фонд обороны большие суммы.

Из воспоминаний А.А. Черноиванова:

В январе 43-ого меня пригласила замполит Полетаевской машинно-тракторной станции Юлия Обухова и сказала, что идет сбор средств на подводную лодку. Я откликнулся сразу. Приехал домой, подсчитал свои сбережения – показалось мало. Продал часть хлеба, получилось 10 тысяч рублей.

13 января 1943 года Челябинский областной комитет комсомола провел радиомитинг.

Молодые рабочие, служащие, колхозники рапортовали о сборе денег на строительство кораблей Военно-Морского Флота.

– Почин молодежи Магнитогорского комбината подхватил весь город, вся область, наш город собрал уже более миллиона рублей, – сказала секретарь комитета ВЛКСМ Людмила Гусева

– Десять тысяч рублей – это мой вклад на строительство кораблей, – сказал Афанасий Черноиванов.

Он сделал паузу и, кашлянув, взволнованно продолжал:

– Пять тысяч внес тракторист Петр Фокин. За два часа вдвоем с Фокиным мы собрали пятьдесят тысяч рублей.

В течение месяца было собрано более 55 миллионов рублей. В марте 1943 года Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин поблагодарил молодежь Челябинской области за активную работу по сбору средств на строительство боевых кораблей для ВМФ. На собранные деньги центральный комитет комсомола оформил заказ на строительство двух подводных лодок типа «Малютка». Приказом наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова лодкам были присвоены наименования М-105 «Челябинский комсомолец» и М-106 «Ленинский комсомол».

Подводная лодка «Ленинский комсомол» была заложена 30 октября 1940 года и спущена на воду 10 апреля 1941 года. Изначально ее предполагалось использовать при охране границ в Черном и Каспийском морях. Но после начала войны, лодку с юга страны доставили к Белому морю. На Северодвинском заводе на деньги, собранные челябинцами, довели до уровня требований, предъявляемых при плавании в северных широтах.

Подводная лодка «Челябинский комсомолец» строилась на кораблестроительном заводе «Красное Сормово». С завода по железной дороге ее доставили в Северодвинск, а оттуда после доводки она прибыла своим ходом в город Полярный. Командиром лодки был капитан III ранга В. Н. Хрулев.

17 марта 1943 года челябинская делегация, в состав которой вошли бригадир ЧТЗ Д. Дадонов, А. Кривонос – сталевар ММК, комбайнер Сосновского района А.А. Черноиванов и победительница соревнования среди молодежи Миасского автомобильного завода девушка Лиза, передала подводные лодки личному составу Северного флота. На них были подняты военно-морские флаги.

Из воспоминаний А.А. Черноиванова:

В числе делегатов от челябинского комсомола я ездил передавать подводные лодки Северному флоту. Из Москвы до Мурманска ехали 10 суток. Там нас посадили в катер и отправили на остров Полярный, на базу, где мы и встретились с моряками. Зачитали им письмо-наказ, а они приняли обязательство драться с врагом до последней капли крови. Потом нас посадили в лодку и прокатили под водой до острова Рыбачий. Вернувшись домой, я ездил по совхозам и рассказывал о том, как мы передали подводные лодки».

Афанасий Черноиванов (второй справа) в составе делегации уральской молодежи передает подводную лодку Челябинский комсомолец Северному флоту

Неуловимая малютка

«Челябинский комсомолец» считалась одной из лучших именных «Малюток». Только за годы действий на Северном флоте она совершила 10 боевых походов, потопив 6 вражеских судов. Лодке не раз улыбалась удача. Судно пять раз попадало под бомбежку, но всякий раз подводникам удавалось оторваться от противника. В марте 1944 года «Челябинский комсомолец» был атакован 172 бомбами.

В этом походе экипажу было приказано занять позицию в Перс-фьорде. Три дня курсировали вдоль берега. На рассвете акустик Григорий Демьяненко услышал шум винтов. Вскоре из-за мыса показался вражеский конвой: три транспорта и девять сторожевиков. Низко над ними появились два воздушных самолета типа «Арадо». Высоко в небе кружило еще пять самолетов противника. Через десять минут лодка развернулась и легла на боевой курс. Капитан Хрулев поднял перископ и тут же опустил, крякнув от досады: борт облюбованного им для удара транспорта закрывал сторожевик. Выждав с полминуты, командир снова осмотрел горизонт. И вот мелькнул борт вражеского судна. «Челябинский комсомолец» повернул градусов на десять влево. И наконец в первый отсек полетела долгожданная команда:

– Аппараты – пли!

Бурным горным потоком зашумел в торпедных аппаратах воздух, выталкивая длинные стальные сигары, начиненные взрывчаткой.

– Торпеды вышли! – доложил через несколько секунд в центральный пост торпедист Сафонов. И тотчас поступила команда уходить на глубину.

Церемония вступления в строй подводной лодки М-105

Больше двух часов отрывалась М-105 от преследовавших сторожевиков. Они бомбили на этот раз особенно яростно. Вода тугими и сильными ударами остервенело била в борта. Подводный корабль то замирал, когда наверху становилось тихо, то резко отворачивал в сторону, когда глубинные бомбы рвались совсем близко.

Наконец шум винтов стих. Скорее всего, сторожевики затаились, надеясь, что в конце концов подводный корабль даст о себе знать. Однако нервы у противника не выдержали: они включили двигатель и начали утюжить море, сбрасывая в него очередную порцию глубинных бомб. Стало душно. Очень медленно движутся стрелки часов, кажется, что они застыли на месте. Глотнуть бы свежего воздуха, и больше ничего не надо. Командир корабля обходит отсеки. Его встречают вопросительные, а кое-где и умоляющие взгляды: «Когда?».

– Потерпите, – тихо говорит Хрулев. – Скоро.

И тут снова раздались взрывы бомб.

Силы покидали краснофлотцев. У них в глазах плыли красные круги. Голова у каждого налилась свинцом. Хотелось спать…

Владимир Краснов и Александр Гуторов борются со сном. Как рулевым и трюмным, им никак нельзя забыться: вот-вот поступят команды, по которым они должны будут включить электромоторы.

– Надо держаться, – шепчет Краснов. – Слышишь, Саша!

– Держусь, товарищ старшина!

Гуторову вспоминается митинг: состоялся он ровно год назад. Тогда моряки принимали лодку и давали торжественное слово оправдать доверие уральцев, беспощадно бить врага на море. Вот и пробил трудный час. Не первый и, видимо, не последний.

Было уже близко к полуночи, когда «Челябинский комсомолец» оторвался от преследования и на малых оборотах пошел в сторону открытого моря. Больше не бомбили. Сторожевик, видимо, ушел догонять свой конвой.

"Челябинский комсомолец" в Кольском заливе, 1943г

На другой день Совинформбюро сообщило в газетах, что в результате комбинированных торпедно-бомбовых ударов по конвою противника в Баренцевом море потоплены два немецких транспорта общим водоизмещением 10 000 тонн и два сторожевых корабля. Один из этих двух транспортов был пущен на дно уральской «Малюткой».

Из Челябинска пришли поздравительные письма от рабочих, колхозников, учащихся, прослушавших очерк о родной подводной лодке по радио.

«Гордимся вами, герои… – писала бригадир ЧТЗ Анна Смородина. – А моя бригада досрочно выполнила квартальный план выпуска продукции. Будем считать, что победили и вы, и мы».

Теплую весточку послал подводникам Афанасий Черноиванов. Он рассказал о делах на селе.

«Снег уже стаял, не сегодня-завтра выйдем пахать, а там и сеять. У вас, моряков, штормовая волна, у нас, уральцев, трудовая. Однако она тоже крута и могуча, эта волна, фашисты на себе чувствуют. И ваши победы – еще одно тому свидетельство».

17 августа 1953 года «М-105» была выведена из боевого состава и переквалифицирована в учебную подводную лодку, а 10 июня 1955 года исключена из состава ВМФ и сдана на разборку. 18 января 1963 года благодаря юным учащимся школы №10 города Челябинска наименование «Челябинский комсомолец» было присвоено современной подводной лодке «Б-4». Школьников так заинтересовала история славной «Малютки», что они несколько лет собирали материалы, исторические документы, воспоминания моряков. Следопыты пошли в Челябинский областной комитет комсомола с предложением возродить былую славу отслужившей подлодки. Там горячо одобрили патриотическую инициативу школьников. Было послано ходатайство в ЦК ВЛКСМ и в Министерство обороны. А вскоре пришел ответ. Приказом министра обороны СССР, сообщалось в письме, подводной лодке Северного флота, экипаж которой уже успел хорошо проявить себя в дальних походах, присвоено имя «Челябинский комсомолец». Вместе с тем в письме говорилось, что дано указание в дальнейшем комплектовать экипаж за счет лучших призывников Челябинской области.

Из комбайна в танк

В ноябре 1943 года Афанасий Черноиванов был призван в армию и направлен в танковую школу. В звании гвардии старший сержант он был заряжающим тяжелого танка ИС-2. Свой боевой путь начал с города Краков в Польше. В январе-марте 1945 года в составе 11-й отдельной гвардейской тяжёлой танковой бригады участвовал в Варшавско-Познанской и Восточно-Померанской наступательных операциях. Впереди была битва за Берлин. Около трех дней их часть стояла в городе Кюстрине. По ночам танкисты рыли укрытия для танков на передовой. 16 апреля в 5 часов утра началась артиллерийская подготовка, в которой участвовали орудия всех имеющихся калибров. После артиллерии позиции врага бомбила авиация. Следом за авиацией в бой вступили танки и пехота. На позициях Советской Армии были установлены сверхмощные прожекторы, которые ослепляли вражеские части и в то же время освещали дорогу наступающим подразделениям.

Служебная характеристика на гвардии старшего сержанта Афанасия Алексеевича Черноиванова

В тот день наши войска сильно продвинулись вперед. Бой не затухал до 12 часов дня. Да и сложно было назвать это днем. От разрывов снарядов и трескотни пулеметов стояла такая пыль, что день казался ночью. Солнце едва было видно. Все вокруг горело, дымилось и плавилось. Поначалу наступление советских войск развивалось успешно, отдельные соединения вышли ко второй полосе обороны. Однако вскоре немцы, опираясь на сильную и хорошо подготовленную вторую полосу обороны, стали оказывать ожесточённое сопротивление.

20 апреля Афанасий Алексеевич получил ранение. В память о тех днях наступления на Берлин на правой щеке у него остался шрам. Два раза за весь боевой путь Черноиванов выскакивал из горящего танка, и оба раза смерть обходила его стороной.

Из наградного листа Афанасия Черноиванова (с сайта podvignaroda.ru)

Афанасий Алексеевич Черноиванов, участвуя в наступательных боях по прорыву обороны противника на западном берегу реки Одер и преследовании его до города Берлин проявил себя смелым, решительным и ловким. В составе экипажа уничтожил 2 самоходных орудия, противотанковую батарею, 7 пулеметных точек и до 50 солдат и офицеров противника. В боях на улицах Берлина огнем из пулемета подавил 2 пулеметных точки противника и уничтожил 6 автоматчиков. За мужество и отвагу, проявленную в боях с немецкими захватчиками награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За взятие Берлина».

Молодой Афанасий Черноиванов после войны

Война заканчивается, служба Родине - никогда

После войны Афанасий Алексеевич еще пять лет служил в Германии. Он был механиком-испытателем. В 1950 году вернулся в родной колхоз. Окончил школу механизации сельского хозяйства. В 1954 году, получил право быть участником Выставки достижений народного хозяйства и был награжден бронзовой медалью. В 1959 году по направлению партии Черноиванов уезжает в Монгольскую Народную республику. В бескрайних степях Сак-Булака советские люди помогали создавать совхозы. Организовывали бригады, обучали механизаторов, распахивали земли Чойбалсанского края. После возвращения на Родину, к фронтовым наградам прибавился еще один орден – Трудового Красного знамени Монголии.

Афанасий Черноиванов

В мирное время имя этого человека было знакомо каждому железнодорожнику – долгие годы Афанасий Алексеевич был главным механиком 6-й дистанции пути ЮУЖД. Работал на железной дороге до самой пенсии.

Афанасий Алексеевич Черноиванов умер 12 мая 1992 года, похоронен на кладбище в посёлке Полетаево. Но память об этом замечательном человеке и доблестном ветеране войны жива по сей день. В музее Полетаевской школы бережно хранятся вещи, фотографии и рассказы о прославленных земляках – участниках войны и тружениках тыла. 

Афанасий Черноиванов за работой

При подготовке использованы материалы и фото из музея Полетаевской школы «История школы» (руководитель Виктор Тромбач), газеты «Заветы Ленина», документальной повести Василия Сорокина «Подводная уральская», литературного журнала «Морполит», материалы объединенного государственного архива Челябинской области и Челябинской областной универсальной научной библиотеки, Альманах «Победители. Солдаты Великой Победы». Составители: С. П. Макаровских, А. А. Ванюкова, Н. Г. Науменко

Главное фото: 1977 год. Афанасий Черноиванов (первый слева в нижнем ряду) на подводной лодке Б-4 Челябинский комсомолец

Автор: Подготовил Антон Ворончихин Фото: фото из свободных источников
Последние новости
Сетевое издание "Сосновская нива" (16+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 20.11.2019 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 77133. Учредитель: Автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Сосновская нива" Главный редактор: Махнина Анна Александровна +7(351)4452368 sosnovskayaniva@yandex.ru © АНО Редакция газеты Сосновская Нива 2015 - 2020 Создание и поддержка сайта vadalm@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

loader

Отправляя форму, Вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности