15 августа
Челябинская область, Сосновский район
Вы здесь: Главная / Проекты / Пригород 74 / Путешествие по России. Группа паломников из Сосновского района побывала в знаменитых храмах, монастырях и скитах

За время поездки группа паломников посетила тринадцать областей России

Все началось с поездки в город Златоуст, которую организовали преподаватели воскресной школы при Храме Георгия Победоносца, в городе Челябинске. Я была покорена историей города, работами его мастеров (в 2015 году исполнилось 200 лет Златоустовской оружейной фабрике – 1815 год) и захватывающей красотой простирающихся по всему горизонту гор с высоты колокольни святителя Иоанна Златоуста.

Когда мне предложили очередную паломническую поездку по городам России, я с радостью согласилась. Группа состояла из тринадцати человек разного возраста и профессий. В нашем распоряжении был микроавтобус и водитель Анатолий, который без молитвы не садился за руль автотранспорта.

Наш маршрут пролегал через хребет Уреньга, где низко проплывающие облака «садились нам на плечи». И первая экскурсия нас ждала в городе Казани. Центр города очаровал чистотой, широтой и архитектурой строений 19-го века, нетронутый цивилизацией стекла и бетона. Конечно, главная достопримечательность Казани музей-заповедник «Казанский кремль», где уживаются две религии, две культуры – мусульманская и христианская.

Заночевали мы за городом в доме паломника Раифского мужского монастыря. Он расположен на берегу красивейшего озера, где стоит «хрустальная» тишина. Даже лягушки не квакают, а их по берегам обитает несметное количество. И экскурсионные группы редко подшучивают над местными жителями: «Почему в вашем краю лягушки не музыкальные? Не квакают. Может, вам привезти наших певуний и квакуш?»  А оказывается своим кваканьем лягушки мешали богослужению и  молитвам священников. Как ни странно, квакушки перестали квакать…

Рано утром мы выехали в город Сергиев Посад, что находится под Москвой. Нам предстояло побывать в Сергиевой Лавре.

Сегодня Свято-Троицкая Сергиева Лавра – крупнейший и наиболее значимый монастырь России. Он основан великим русским святым – Преподобным Сергием Радонежским. Все приехавшие стремятся поклониться святым мощам Преподобного Сергия и испить воды из святого источника.

Строения соборов Лавры – раннемосковский стиль древнерусского зодчества. Оно соединило традиции Византии и особые качества русского мышления. Поэтому в древнерусских храмах все столь певуче и красиво.

Все вокруг Лавры дышит историей. В 1792 году в центре Соборной площади поставлен памятный обелиск. Овальные медные диски с  текстами на его четырех сторонах повествуют о важнейших событиях в России, в которых ключевую роль сыграл Троице-Сергиев монастырь: помощь Преподобного Сергия русскому войску в Куликовской битве, 16-месячная осада обители польско-литовскими войсками, помощь монастыря России от польского завоевания, спасения Петра во время стрелецких бунтов.

Посетили мы и Черниговский скит, основанный в середине  ХIХ в глухом лесу. Теперь это окраина Сергиева Посада. Поклонились и мы его святыне: чудотворному Черниговскому Гефсиманскому образу Божией Матери. Узнали историю монастыря, увидели его достопримечательности, пещерные храмы, монашеские кельи и чудотворный источник.

А утром, чуть забрезжил рассвет, выехали к Матронушке. Так ласково называют в народе одну из самых любимых и почитаемых святых, блаженную Матрону Московскую в Покровском монастыре, что находится на Таганской улице. Ехали и мы, чтобы поклониться ее образу и святым мощам.

В монастыре мы пробыли два часа на послушании (работали). Мне было отведено место у подсвечника, где я следила за порядком.

Нескончаемым потоком идут и идут люди в Покровский монастырь к Матронушке. И каждый знает, что будет услышан. Такая благодать снизошла и на меня. Все мысли мои были только здесь – ничего земного, суетного.

Из истории: Покровский монастырь основан в ХVII веке Михаилом Федоровичем Романовым. Но пришла на Русь беда, война 1812 года. Французские солдаты вволю бесчинствовали в монастыре – оскверняли святыни православия, устроили конюшню в здании монастыря. Но после победы над Наполеоном нашлись меценаты, и уже к 1815 году церковь-обитель была восстановлена. А к концу ХIХ века монастырь расцвел в новом великолепии.

В Москве мы остановились в Свято-Даниловом мужском монастыре. Это район Марьиной рощи. Там мы трапезничали и ночевали. Кстати, в нескольких метрах от Данилова монастыря выстроен Московский Молодежный центр – Планета КВН, рядом находится театр Райкина.

Среди нас были и дети, которые главную площадь страны видели только по телевизору. И я еще раз соприкоснулась с историей России и с удовольствием прошлась по Красной площади, постояла у памятника Минину и Пожарскому, полюбовалась на отреставрированные часы на Спасской башне. В Александровском саду с замиранием сердца ждали смену караула у Вечного огня, поклонились подвигу неизвестного солдата…

Познакомились с музеями и достопримечательностями Московского Кремля.

Погода стояла летняя, тридцать градусов жары. Мы прокатились по Москве-реке. Отдохнувшие от впечатлений, на второй день мы посетили Храм Христа Спасителя.

Из истории: 10 сентября 1839 года святой Филарет, митрополит Московский, совершил торжественную закладку Храма, приуроченную к 25-ой годовщине изгнания врага за пределы страны, Отечественный войны с французами (1812 г). Храм строили 44 года. Его расписывали лучшие художники: В. И. Суриков, В. П. Верещагин, К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов.

Храм построен в русско-византийском стиле. В 1931 году он был разрушен. И только в 1995 году состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. И 19 августа 2000 года храм был освящен. С ним Россия вступила в третье тысячелетие.

Новый кафедральный собор сразу же стал духовным центром страны. Здесь проходят Патриаршие Богослужения во все великие праздники православной церкви. И в нем очень много изображений сцен земной жизни Иисуса Христа. А также история православной России.

Меня заворожила роспись главного купола, которая посвящена идее Божественного мироустройства. Какая-то магическая сила притягивала еще и еще раз посмотреть на образ Святой Троицы. Это надо видеть – словами не передать. В Москве мы пробыли два дня. Впереди нас ждала Оптина Пустынь.

Из истории: Оптина Пустынь – один из самых известных русских православных монастырей, важнейший исторический центр старчества. Монастырь был основан в ХIV-ХV веках. Это мужской монастырь, расположен в двух километрах от города Козельска Калужской области. В настоящее время обитель является паломническим центром. Главные храмы обители открыты в течение всего дня, и паломники всегда могут поклониться иконам и святым мощам преподобных отцов.

В православии старчество – это особый иноческий подвиг, основанный на советах и поучениях. Мудрые слова старцев всегда были людям помощью и поддержкой. Вот некоторые изречения Преподобного Амвросия Оптинского:

«Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

«Отчего человек плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог».

«От ласки и у людей бывают совсем другие глазки».

«Кабы на хмель, не мороз, так бы он и дуб перерос».

«Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илья, потерплю и я».

«Не  люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих».

Его попечением были устроены несколько женских общин. Последней женской обителью стала Шамардинская женская община с приютом для детей-сирот, для убогих и больных. Это в нескольких километрах от Оптиной Пустыни.  Мы съездили в Шамардино. Сейчас  это храм в честь Казанской иконы Божией Матери. При храме мы погрузились в живоносный источник. А какая вокруг чудесная природа!

Неподалеку находится еще одна достопримечательность – монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково. На территории храма в домике, в котором жила старица Сепфора, находится ее фотография, иконы и личные вещи. К ней, как к живой, едут в монастырь многочисленные паломники.

В монастырь Спаса Нерукотворного пустынь собраны многочисленные свидетельства о чудесной помощи монахини Сепфоры («Сепфора» в переводе с греческого значит птичка).

Далее дорога на Самару. Дорога домой!

По пути для отдыха мы остановились в паломническом центре Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупово.

Из истории: Монастырь в честь апостола и евангелиста Иоанна-Богослова расположен в одном из живописных уголков Центральной России на холме, над поймой реки Оки, в восьми километрах от села Константиново, родины поэта Сергея Есенина, и неподалеку от заповедных Мещерских лесов. Предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия.

В таком чудесном месте я провела и свой день рожденья! Проезжаем Ульяновскую область город Сызрань. До Челябинска осталось 900 километров. Настроение у всех приподнятое.

В Самару мы приехали поздно вечером. А утром познакомились с красотой Иверского женского монастыря. Монастырь находится в центре города. С высоты обители просматривается и город, и река Волга. По дороге домой это была наша последняя при храме остановка.

За время паломнической поездки мы проехали тринадцать областей. Проезжали малые города России и ее деревеньки. Мы любовались спокойным укладом жизни, домами с мезонинами и резными наличниками, еще построенными отцами, а может, и дедами.

Поездка оставили неизгладимые впечатления. И это, я думаю, не последняя  моя экскурсия по историческим местам России. В августе запланирована поездка в северную часть России: Санкт-Петербург, Архангельск, Валаам, Соловки и другие города.