24 сентября
+5 °C
Баннер
Челябинская область, Сосновский район
Вы здесь: Главная / Проекты / Пригород 74 / «Объединение бизнеса по кластерам должно происходить снизу» – директор Кременкульского редукторного завода
«Объединение бизнеса по кластерам должно происходить снизу» – директор Кременкульского редукторного завода

«Объединение бизнеса по кластерам должно происходить снизу» – директор Кременкульского редукторного завода

ООО «Европривод–Кременкульский редукторный завод» является одним из значимых партнёров Кременкульского сельского поселения.

Руководство завода принимает участие в социальных программах, идущих на территории поселения, участвует в социальном партнёрстве с Кременкульской средней школой. ООО «Европривод-Кременкульский редукторный завод» выступает одним из финансовых спонсоров при ежегодных ремонтах, проводимых в школе. И совместно с педагогическим коллективом ведет работу по профессиональной ориентации. Учащиеся старших классов посещают промплощадку завода, знакомятся с профессиями станочников, сборщиков, электротехников и другими сопутствующими профессиями.

ООО «Кременкульский редукторный завод» – одно из немногих предприятий малого бизнеса, имеющее стабильные темпы развития и роста в непростых условиях предкризисных и кризисных ситуаций в отечественной экономике.

Мы встретились с директором Азатом Гаптинуровичем Бикбулатовым и задали ему несколько вопросов о перспективах бизнеса в Челябинской области и развитии Кременкульского редукторного завода в частности. Наша беседа частично проходила в кабинете руководителя, частично на промышленной площадке предприятия.

Каковы финансы – таково и решение

Родился завод ещё в те времена, когда об инвестиционных проектах малых городов и сельских территорий никто не говорил, но заговорили сегодня. Не так давно на одном из совещаний с главами территорий Борис Дубровский требовал разрабатывать инвестиционную политику, искать инвесторов и привлекать на свои территории, хотя бизнес тяготеет к большим городам. Вопрос к директору завода простой:

– Чем руководствовались вы, выбирая площадку под строительство завода?

Азат Гаптинурович отвечает сразу:

– Имеющимися в наличии финансовыми средствами. Нам стало неудобно арендовать площади в Челябинске, но построить производственные помещения в городе мы не могли. Просчитали финансовую составляющую и подыскали подходящий вариант в окрестностях. Потом оказалось, не так уж и плохо. Город рядом, инфраструктура есть.

Мы купили стены консервного цеха. Производство уже было закрыто, имущество уничтожено. Нам предложили земельный участок и часть строения. Расчёт показал, что до зимы мы сможем закрыть крышу, поставить тепловой контур и начать производственную деятельность. Нужно сказать, что газ нам подтянули только тогда, когда губернатор Михаил Юревич собрался посетить наш завод. Сегодня мы нацелены на расширение производственных площадей, – директор Бикбулатов А.Г. показывает на установленные вертикальные опоры будущего цеха.

Перспективы объединения. Популизм или реальность?

– Азат Гаптинурович, смотрим на ваш завод и полагаем, что у инициативы Челябинского правительства создать крановый и станкостроительный кластеры есть перспективы. Они действительно есть или проект более популистский и менее реальный?

– Я не берусь судить о больших стратегиях, но у меня есть свой взгляд на данную проблему. Объединение бизнеса по кластерам должно происходить снизу. То есть у определенного бизнес-сообщества появляется необходимость совместно отстаивать свои интересы, совместно контролировать рынок, совместно производить, совместно продавать и совместно создавать конкуренцию, скажем, иностранным производителям и купцам. Когда такой необходимости нет, или конечные цели руководящего звена, занимающегося объединением, неясны, тогда бизнес будет относиться к данным идеям с настороженностью. Я участвовал в совещаниях и по крановому кластеру, и по станкостроительному, потому что наша продукция и там, и там востребована. На данный момент я остаюсь наблюдателем. И жду, что будет дальше. С готовой производственной базой войти в корпоративное сообщество, думаю, не составит труда. Но пока у меня складывается впечатление, что мы все не готовы к такому объединению. У Незяпетровского кранового завода были затруднения с реализацией своей продукции, менеджмент хромал, но они сами исправляли положение, сами занимались лоббированием интересов. Объединиться сейчас и начать выпускать продукцию для склада – не очень удачный путь развития. Наша экономика сегодня слаба, она работает от заказа.

Эпохи разные, пристрастие одно

– По тому, как развивается ваше предприятие, этого не скажешь. У вас уже есть филиалы в трех регионах России. А начинали в консервном цехе.

– У нас представительства в трех регионах. Производственная база только здесь. Мы не ведем агрессивной рекламы, работаем с заказов. И это благодаря тому, что бизнес наш мало конкурентен. На всю Россию пять производителей. Ещё есть Германия и Китай. Но для одиночной покупки это невыгодно.

– Но вы держите бренд «Европривод». Почему?

– Начинали с него. Это было эксклюзивное название. Во время раскрутки бизнеса очень важно иметь особенное название. Это во-первых. Во-вторых, уж такой менталитет у россиянина: если «евро», то лучше. Это было в эпоху Петра I, в эпоху Сталина, есть и сейчас. Но все же сейчас мы позиционируем себя – «Кременкульский редукторный завод».

Про новые технологии

– Азат Гаптинурович, у вас молодое предприятие. Значит, вы используете новые технологии. Журналисты пишут, что у нас почти 50% родившихся предприятий используют новые технологии.

– Ни одной. Мы используем относительно новые станки, но произведены они там, на Западе. И это их технологии. Мы собираем электроредукторы с повышенной износостойкостью, компактные, вертикальные, но это тоже их технологии. Отечественных нет. Чтобы отечественные технологии появились, нужны НИИ. Они должны работать, их нужно финансировать. Они должны предлагать, опробовать, внедрять. Может быть, в других отраслях есть новые технологии. Полагаю, в военно-промышленном комплексе. В производстве товаров народного потребления их нет.

Мы идем уже по производственной площадке, и Азат Гаптинурович показывает нам станки. Несколько из советской эпохи. Они работают и будут еще долго работать. В другом, уже пристроенном помещении стоят две кабины многооперационных станков. Они зарубежные, куплены несколько лет назад.

– Сегодня мы позволить покупку такого станка себе не можем, – рассказывает директор, – очень дорого. Но мы вынуждены покупать комплектующие за рубежом. У нас их просто не производят.

– А как же Сколково? Неужели технический центр с такими финансовыми вложениями ничего не предложил?

Из «Роснано» было предложение по пластиковым колёсам. Думаю, они хотят продать нам технологию. Только мы настолько конкурентно устойчивы и нам металлических шестерёнок для производства достаточно, что пока на данное предложение даже внимания не обратили. Внедрение нового всегда связано с капиталовложениями.

Заглянуть за горизонт

– Вернусь к губернаторскому призыву о привлечении инвесторов в муниципалитеты. Губернатор хочет, чтобы происходили эти вложения, а бизнес как-то не спешит с этим.

– Всё просто. В 2008 году мы могли планировать деятельность до трёх лет. За три года можно было вложить деньги, построить заводик и начать получать отдачу. В 2012 году плановые горизонты сузились до года. Деньги пошли в быстро окупаемые предприятия. В декабре 2014 года горизонт сбежался, как шагреневая кожа, до одного-трех месяцев. Бизнесу, который готов вложить в завод с длительным сроком окупаемости, просто страшно и жалко вкладывать. Если бизнес очень крупный, он не нуждается в расширении. Если бизнес средний, у него задача приумножить капиталы. Их можно приумножить только в короткие сроки, чтобы не сказывались ни инфляция, ни девальвация, ни волатильность. Поэтому, если есть деньги, проще либо играть на рынках валюты, либо заниматься торговлей. Вот если бы можно было заглянуть за горизонт. Или хотя бы почувствовать уверенность, что в ближайшее время в экономической ситуации в стране никаких казусов, метаморфоз, катастроф не произойдёт, – тогда бы бизнес легче откликался на инвестиционные приглашения.

Чтобы собственный бизнес поднимался, чтобы он работал в кластерах, нужно убрать бюрократическую составляющую и подоплёку зарабатывать на нужде другого. Если нужны предприятию для наращивания его мощностей газ, электроэнергия, вода, то решения по данным вопросам и согласования должны приниматься быстро и без явного выколачивания денег с заказчика. Я так думаю.

Мы обошли все цеха. Вместе с управленцами на предприятии работает 60 человек. 20 процентов – жители Кременкуля и окрестностей, остальные – горожане. Объясняется это спецификой станочного производства. В сельской местности среди населения таких спецов нет.

Но со временем они появятся. Уже выпустились из Кременкульской школы парни, которые видели, как создаются механизмы, кто пожелал связать свою жизнь с рабочей профессией.

Автор: Владимир Бреднев Фото: Галина Лукьянова
Изображения:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Последние новости
© АНО Сосновская Нива 2015 - 2017 Создание и поддержка сайта vadalm@mail.ru Старая версия сайта

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

loader